Our address: building 3, house 24, Pravdy Street, Moscow, Savyolovskaya Metro Station
Несмотря на свой крошечний размер, Ирландия также внесла существенный вклад в развитие и популяризацию перкуссионных инструментов мира и, прежде всего, тем, что подарила нам бойран - рамочный барабан с уникальной техникой игры.
Исследователи считают, что бойран произошел от персидских рамочных барабанов (деф), а в Ирландию он попал примерно в 17. Уникальность бойрана заключается в технике игры: самая распространенная в Ирландии техника игры на бойране – с использованием палочки с двумя круглыми наконечниками, что не используется ни в каком другом рамочном барабане. Однако современные исполнители нередко при игре используют одноконечную палочку или даже просто пальцы, но это уже отхождение от традиционной практики. Почему стала использоваться палочка и когда – исследователи до сих пор не могут дать ответа на этот вопрос (предполагается, что не более ста - двухсот лет тому назад, но это лишь гипотеза, т.к. научных доказательств этому нет).
Слово “бойран” (bodhran) происходит от ирландского слово 'bodhr', что значит “оглушать”. Корпус этого рамочного барабана изготавливается из дерева, а сверху натягивается кожа, как правило, козы, но также иногда используется кожа оленя, теленка или собаки. Вероятнее всего, что первоначально техника игры на бойране была довольно проста, и ее усложнение происходило по мере развития народной музыкальной культуры. Как и очень многие народные музыкальные инструменты, бойран никогда не использовался как оркестровый инструмент. Популяризация бойрана и его первое появление на сцене впервые произошло в 50-х гг. прошлого века благодаря трудам Шона О’риада, который открыл ирландскую музыку для всего мира. С тех пор популярность бойрана неукоснительно растет, также меняются, соответственно, техника игры на нем и используемые для его изготовления материалы.
Как уже отмечалось выше, уникальность бойрана заключается в использовании при игре палочки с двумя наконечниками, которая ударяется по мембране то одним, то другим концом, что позволяет значительно сократить интервал между ударами. Эта палочка имеет особое название - “кипин”. Вторая рука (как правило, левая) используется для приглушения мембраны и изменения высоты звука.
Иногда используется и одноконечная палочка, но тогда приходится делать больше движений кистью для исполнения аналогичных по скорости ритмов.
Название барабана – “ламбег” – это родовое наименование, как, например, ксерокс – так мы называем все копировально-множительные аппараты, хотя на самом деле это название компании. Ламбег – это область рядом с Лисбурном, в нескольких километрах к юго-западу от Белфаста. Считается, что это название так и закрепилось за барабаном, т.к. именно там впервые стали играть на нем тростниковыми палочками.
Ламбег с полным основанием может считаться самым громким барабаном мира. Часто громкость его звука достигает 120 децибел, что сравнимо со звуком при взлете небольшого самолета или звуком пневматической дрели. Во время уличных процессий звук ламбега слышно на несколько километров в округе.
Что представляет из себя этот “монстр”? Диаметр ламбега составляет около 75 см, а глубина – около 50 см, вес – 14-18 кг. Корпус обычно изготавливается из дуба, а сверху и снизу обтягивается козлиной кожей. Раньше ламбег изготавливали из единого куска дерева, но т.к. в настоящее время такие деревья больше не растут, то его делают из двух изогнутых дубовых пластин, скрепленных изнутри наподобие бочки. С одной стороны барабана натягивается более толстая кожа, с другой – более тонкая, в зависимости от того, правша или левша обладатель барабана (более сильная рука должна ударять по более толстой коже). Но вне зависимости от толщины кожи, высота звука при ударе на обеих мембранах должна быть одинаковой.
Как уже упоминалось ранее, на ламбеге играют тростниковыми палочками, т.к. у тростника нет соединительных швов, поэтому он не преломляется посередине. Он расщепляется нитями по всей длине палочки, поэтому постепенно палочки махрятся на концах и выходят из строя.
Что касается украшений, то ламбег либо совсем простой и строгий, либо полностью разрисован строевыми, мемориальными, религиозными или политическими символами.
Во время репетиций или выступлений ламбег устанавливается на специальной подставке, однако во время процессий исполнителям приходится нести его буквально на себе. К барабану прикрепляется прочный ремень, который перекидывается через шею. При этом довольно часто можно наблюдать картину, когда идет один музыкант и несколько человек суетятся рядом, помогая ему нести барабан, поддерживая его то здесь, то там.
Наиболее достоверная версия происхождения ламбега заключается в том, что он попал в Ирландию из Шотландии или Северной Англии в первой половине – середине XVII века с переселенцами, бывшими военными, или из Голландии через Уильяма Голландского. В любом случае, все исследователи сходятся во мнении, что прародитель ламбега – это обычный военный барабан гораздо меньшего размера. А начал “расти” он через полтора века, где-то с 1840-1850 гг., из-за обычной конкуренции между исполнителями, что-то вроде: “Мой барабан больше твоего барабана…” До этого ламбег часто сопровождался звуками дудки, но после того, как он вырос практически в два раза, дудки перестали быть слышны, и сейчас пара “ламбег-дудка” – скорее исключение, чем правило.
Как уже упоминалось в начале статьи, ламбег прочно ассоциируется с либерал-юнионистской партией, или с “Оранжевым ордером”, которая каждый год организует процессии в июле, а в августе марширует уже национально-освободительная партия с бойраном в руках. Что касается исполняемых ими ритмов, то они во многом очень похожи, т.к. истоки, в любом случае, вне зависимости от политической принадлежности, - народные. Помимо таких политических процессий, круглый год в Ирландии устраиваются фестивали, на которых сотни исполнителей, соревнуются в том, кто лучше играет на ламбеге. Часто такие соревнования длятся по несколько часов кряду, до полного изнеможения исполнителей. Самый крупный фестиваль подобного рода проходит в Маркетхилле, округ Армаг, в последнюю субботу июля.
Косточки – это древнейший перкуссионный инструмент, хотя о нем пишут сравнительно мало. На косточках играли еще в Древнем Китае за 3000 лет до Р.Х., затем в Древней Греции и Древнем Риме, после – в Средневековой Европе. Сохранились многочисленные экземпляры египетских косточек, изготовленных из слоновой кости; считается, что они использовались во время ритуалов.
В каком бы то ни было виде, косточки существуют во всех культурах. Но если говорить именно об ирландских косточках, то они представляют собой два слегка изогнутых коровья ребра; современные косточки часто изготавливаются из дерева.
Пик популярности косточек приходится на конец XIX – начало XX века, когда они даже продавались через разные музыкальные каталоги (в том числе каталоги компании Sears). Они были ведущим музыкальным инструментом на пластинке “Sweet Georgia Brown”, выпущенной Brother Bones в 1948 году. Сейчас косточки утратили свою мировую популярность и вернулись к тому, с чего все и начиналось – к обычному инструменту для аккомпанемента песням и танцам в ирландских пабах.
Чтобы научиться играть на косточках, их нужно, прежде всего, уметь правильно держать в руках. Две косточки берутся в одну руку так, чтобы выпуклые части были наружу и соприкасались друг с другом. Одна косточка прочно удерживается между указательным и средним пальцем (или между большим и указательным), а вторая - свободно кладется между указательным и безымянным пальцем. Двигая рукой, плечом или запястьем, можно добиться разных ритмических образцов: от простых ударов до ударов, подобных трещотке.
Как правило, ирландские исполнители держат две косточки в одной руке, в то время как в английском/ северо-американском/ европейском стиле игры в каждой руке держится пара косточек. Считается, что ирландский стиль игры более сложный, так как требует от исполнителя гораздо большей виртуозности и изобретательности, чтобы исполнить сложные, наполненные ритмы.